Остапович, М.
    Іронічна деконструкція національного міфу в романі "Прощання" Станіслава Дигата [] / М. Остапович // Актуальні питання суспільних наук та історії медицини = Актуальные вопросы общественных наук и истории медицины. - 2019. - № 1. - С. 95-99. - Бібліогр. в кінці ст.
MeSH-главная:
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА -- FICTIONAL WORKS
Аннотация: В статье проанализировано ключевые образы романов С. Дигата и Г. Сенкевича, которые одновременно стали знаками культуры Польши, исследовано влияние средств иронии на них, изменения в восприятии и трактовке читателями-реципиентами данных символов, возможных деструктивных изменений в системе литературного канона. Методы исследования: компаративный – для сравнения национальных образов-символов, показа их развития в исторической и культурной динамике; историко-сравнительный метод позволил определить и мотивировать идеологические установки авторов, объяснить причины выбора определенной системы выражения иронии; методы рецептивной поэтики и критики читательского отклика позволили проследить читательскую интенцию по применению иронии, возможны векторы чтения текстов; постструктурализм и деконструкция позволили проанализировать ироническую составляющую каждого образа, учесть исторически мотивированные мировоззренческие изменения скриптора и реципиента, объяснить выбор форм выражения иронии и доказать, что после реконструкции одного мифологического образа-символа, на его основе возникает другая структура; биографический метод позволил предположить относительно источников иронической интенции С. Дигата, показать границы деконструирования национального мифа, которые он не решился переступить. Научная новизна. Системно представлены образы-символы, которые составляют ядро национального культурного сознания, показаны возможности их динамичного развития, деконструирования и восстановления структуры в поле культуры и текста; проанализированы средства иронии, которые выступают одновре- менно деконструирующими и системнотворческими элементами. Выводы. Доказано, что ирония – производительное средство создания не только ситуативных новых смыслов, но и целостных мировоззренческих структур. Именно она выступает сюжетотворческим фактором в текстах, прямо дискутирует с литературным каноном.

Экз-ры: